Кодекс этики сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики

1 Общие вопросы

1.1 Настоящий Кодекс разработан в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «О государственной службе», Законом Кыргызской Республики «О дипломатической службе», Указом Президента Кыргызской Республики «Об этике государственных служащих Кыргызской Республики», Указом Президента Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Президента Кыргызской Республики» и устанавливает нормы поведения сотрудников Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, генеральных консульств, посольств и представительств Министерства иностранных дел Кыргызской Республики (далее — сотрудники дипломатической службы Кыргызской Республики) и меры воздействия на сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики за нарушения этических норм. Действие настоящего Кодекса также распространяется на сотрудников административно-технических подразделений Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, а также административно-технических работников загранучреждений Кыргызской Республики

2 Основные принципы этики

2.1 Этика сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики — это система норм, устанавливающих и регулирующих правила поведения сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики.

2.2 Сотрудники дипломатической службы Кыргызской Республики должны соблюдать следующие основные принципы этики:

  • на высокопрофессиональном уровне выполнять возложенные обязанности, повышать свой общеобразовательный и профессиональный уровень;
  • при исполнении своих служебных обязанностей и во внеслужебных отношениях сотрудник дипломатической службы Кыргызской Республики обязан в общении с руководством, коллегами, подчиненными и гражданами соблюдать общепринятые правила поведения, вести себяс достоинством;
  • быть вежливым, корректным, терпеливым, принципиальным, стремиться глубоко разобраться в существе вопроса, уметь выслушать собеседника и понять его позицию, а также взвешивать и аргументировать принимаемые решения;
  • не оставлять без внимания факты нарушения норм этики со стороны других сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики;
  • не принуждать своего подчиненного принимать неправомерные решения или совершать незаконные действия;
  • не распространять служебную информацию, представляющую государственную тайну;
  • не обсуждать с гражданами и другими лицами действия своего руководителя, коллег или подчиненного, а также свои собственные действия на государственной службе;
  • запрещается использовать свое служебное положение в целях решения вопросов, которые непосредственно затрагивают интересы самого сотрудника дипломатической службы Кыргызской Республики или членов его семьи, лиц, являющихся его близкими родственниками.

2.3 Соблюдение этики является должностной обязанностью каждого сотрудника дипломатической службы Кыргызской Республики и закрепляется в его функциональных обязанностях.

2.4 Ограничения, связанные с этикой сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики. Сотрудник дипломатической службы Кыргызской Республики не вправе:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;
  • заниматься лично предпринимательской деятельностью, а также использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с получением за это вознаграждения в любой форме;
  • использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансовогои информационного обеспечения, служебные автотранспортные средства, другое государственное имущество и служебную информацию;
  • получать от физических и юридических лиц вознаграждения в виде подарков, денег и услуг за осуществление действия или бездействия, связанных с исполнением служебных полномочий;
  • участвовать в забастовках, манифестациях и иными действиями препятствовать функционированию государственных органов и выполнению государственными служащими должностных полномочий;
  • участвовать в деятельности политических партий и религиозных организаций в связи со своей служебной деятельностью;
  • находиться на государственной должности в государственных органах, в которых его служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью с лицами, имеющими с ним близкие родственные отношения (родители, супруг, родные братья и сестры, дети);
  • использовать служебную информацию и служебное положение в личных интересах; давать не согласованные и не уполномоченные обязательства и обещания. Сотрудник дипломатической службы Кыргызской Республики после прекращения государственной службы в течение года не может обращаться по месту своей прежней работы по вопросам, которые входили в его компетенцию.

2.5 Сотрудник дипломатической службы Кыргызской Республики при исполнении своих служебных обязанностей обязан:

  • не допускать конфликта интересов в своей деятельности;
  • сообщать в соответствующие государственные органы о ставших ему известными фактах нарушения законодательства Кыргызской Республики, не целевого использования государственных средств;
  • соблюдать общепринятые морально-этические нормы, уважительно относиться к обычаям и традициям народов;
  • не допускать незаконного влияния или воздействия со стороны кого-либо, в томчисле иных должностных лиц, независимо от занимаемой ими должности и положения, в свою служебную деятельность;
  • соблюдать Кодекс этики сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики.

Сотрудник дипломатической службы Кыргызской Республики во внеслужебное время обязан придерживаться норм и правил, установленных в настоящем Кодексе.

2.6 Ситуация, при которой сотрудник дипломатической службы Кыргызской Республики имеет личный интерес в результате своей деятельности на государственной службе, но которая противоречит интересам государственного органа, отдельного гражданина или общества в целом, признается конфликтом интересов.

Если сотрудник дипломатической службы Кыргызской Республики испытывает давление со стороны своего непосредственного руководителя или третьих лиц, направленное на принятие неправомерного решения и приводящее к конфликту интересов, он обязан незамедлительно сообщить об этом руководству Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.

3 Органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о государственной службе и этике сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики

3.1 Комиссия по этике создается из числа сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики. Комиссия осуществляет постоянный контроль за соблюдением законодательства о государственной службе и этики сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики. В отношении руководителей Министерства иностранных дел Кыргызской Республики а также руководителей загранучреждений Кыргызской Республики вышеуказанный контроль осуществляется Комиссией по вопросам этики при Президенте Кыргызской Республики

3.2 Члены Комиссии по этике избираются сотрудниками центрального аппарата МИД из числа самих же сотрудников центрального аппарата МИД.

Председатель избирается членами Комиссии по этике. Министр иностранных дел, а также его заместители входят в состав Комиссии по должности, но не могут быть избраны председателем данной Комиссии. Председатель Комиссии по этике не может быть уволен с занимаемой государственной должности, в связи с его деятельностью в данной Комиссии без соответствующего согласия Комиссии по этике, за исключением увольнения по собственному желанию, по решению суда, в связи с переходом на другую работу, в связи с избранием на выборные должности.

Председатель комиссии по этике одновременно является ответственным лицом Министерства иностранных дел Кыргызской Республики по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о государственной службе и этике сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики.

Председатель Комиссии по этике является членом аттестационно-конкурсной комиссии Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, формируемой в соответствии с временным Положением «О порядке проведения аттестации государственных служащих Кыргызской Республики», утвержденным Указом Президента Кыргызской Республики «Об некоторых вопросах обеспечения и организации государственной службы Кыргызской Республики» от 24 октября 2005 года № 485.

Заседание Комиссии по этике считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. При равенстве голосов членов комиссии по этике решающим является мнение ее Председателя.

3.3 Комиссия по этике Министерства иностранных дел Кыргызской Республики вправе:

  • требовать от сотрудника дипломатической службы Кыргызской Республики, в отношении которого проводится служебное расследование, представления письменного объяснения об обстоятельствах совершенного им дисциплинарного проступка;
  • осуществлять действия, направленные на объективное, полное и всестороннее расследование обстоятельствсовершенного сотрудником дипломатической службы Кыргызской Республики дисциплинарного проступка;
  • давать предложения и рекомендации Министру иностранных дел Кыргызской Республики по вопросам этики и о принятии соответствующих мер к сотрудникам дипломатической службы Кыргызской Республики;
  • разрабатывать Кодекс этики сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики и представлять его на утверждение Министра иностранных дел Кыргызской Республики;
  • осуществлять контроль за соблюдением сотрудниками дипломатической службы Кыргызской Республики законодательства о государственной службе и профессиональной этике;
  • проводить проверки деятельности сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики по вопросам соблюдения законодательства о государственной службе;
  • запрашивать и получать от государственных органов и организаций информацию, необходимую для реализации своих функций;
  • вносить предложения структурным подразделениям Министерства иностранных дел Кыргызской республики, его подведомственным учреждениям изагранучреждениям КР, а также отдельнымдолжностным лицам об отмене или изменении решений, принятых с нарушением законодательства.

3.4 Наличие Комиссии по этике не должно позволять руководителям структурных подразделений Министерства иностранных дел Кыргызской республики и его подведомственых учреждений самоустраняться от ответственности за обеспечение этического поведения во вверенном подразделении или учреждении. Соблюдение этических требований — это обязанность всех и каждого.

4 Дисциплинарная ответственность сотрудников дипломатической службы. Проведение служебного расследования.

4.1 Сотрудник дипломатической службы Кыргызской Республики несет дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Под дисциплинарной ответственностью сотрудника дипломатической службы Кыргызской Республики понимается применение руководителем структурного подразделения Министерства иностранных дел Кыргызской Республики или его подведомственного учреждения к сотруднику дипломатической службы Кыргызской Республики мер дисциплинарного воздействия (взыскания) за противоправное, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (совершение дисциплинарного проступка).

4.2 Дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, понижения дипломатическом ранге либо в классном чине, понижения в должности, увольнения может быть наложено на сотрудника дипломатической службы Кыргызской Республики за нарушение трудовой дисциплины, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него служебных обязанностей, а также за нарушение требований пунктов 2.1.- 2.6. настоящего Кодекса.

4.3 Дисциплинарное взыскание на сотрудника дипломатической службы Кыргызской Республики может быть наложено руководителем структурного подразделения Министерства иностранных дел Кыргызской республики, его подведомственного учреждения лишь в случаях установления или подтверждения факта совершения должностного проступка (в том числе за несоблюдение правил поведения сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики).

4.4 Для установления и подтверждения факта совершения должностного проступка сотрудником дипломатической службы Кыргызской Республики может быть проведено служебное расследование, назначаемое Министром иностранных дел по собственной инициативе, по представлению Комиссии по этике или самого сотрудника дипломатической службы Кыргызской Республики.

Служебное расследование также может быть проведено на основании обращений граждан и юридических лиц, в случаях публикации в средствах массовой информации о совершении сотрудником дипломатической службы Кыргызской Республики должностного (дисциплинарного) проступка.

Служебное расследование проводится комиссией по этике Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.

4.5 На время проведения служебного расследования сотрудник дипломатической службы Кыргызской Республики может быть отстранен от занимаемой должности на весь период проведения расследования с сохранением заработной платы.

4.6 Отказ сотрудника дипломатической службы Кыргызской Республики от представления письменного объяснения не препятствует проведению служебного расследования. Об отказе от дачи объяснений комиссией по этике составляется акт.

4.7 Служебное расследование проводится в порядке и сроки, установленные

законодательством Кыргызской Республики.

4.8 По окончании служебного расследования составляется справка, которая с материалами служебного расследования представляется на рассмотрение Министра иностранных дел Кыргызской Республики для принятия окончательного решения.

4.9 Справка о проведенном служебном расследовании должна содержать следующие сведения:

  • когда, где, кем и в отношении кого было проведено служебное расследование;
  • основания назначения служебного расследования;
  • обстоятельства обнаружения факта совершения сотрудником дипломатической службы Кыргызской Республики правонарушения;
  • выводы о проведенном служебном расследовании, подтвержденные необходимыми
  • материалами.

4.10 Служебное расследование прекращается либо не проводится в случаях:

  • чистосердечного признания сотрудника дипломатической службы Кыргызской Республики в совершенном проступке;
  • истечения сроков привлечения к дисциплинарной ответственности;
  • если в совершенном проступке обнаруживаются признаки состава уголовного преступления.

4.11 Комиссия по этике имеет право проводить по своей инициативе служебное

расследование в отношении любого сотрудника дипломатической службы Кыргызской Республики, а также требовать материалы по проводимым служебным расследованиям.

4.12 В случае подтверждения проведенным служебным расследованием совершения

сотрудником дипломатической службы Кыргызской Республики дисциплинарного проступка, Министр иностранных дел Кыргызской Республики налагает на него дисциплинарное взыскание.

В решении Министра иностранных дел Кыргызской Республики указываются установленные служебным расследованием обстоятельства, послужившие основанием для наложения дисциплинарного взыскания.

4.13 Дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно по ходатайству

непосредственного руководителя сотрудника дипломатической службы Кыргызской Республики, а также по собственной инициативе должностного лица, наложившего такое взыскание. О досрочном снятии дисциплинарного взыскания издается соответствующий приказ.

5 Заключительное положение

5.1 В случае несогласия сотрудника дипломатической службы Кыргызской Республики с наложенным на него дисциплинарным взысканием, он вправе обжаловать решение о наложении дисциплинарного взыскания в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.