ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ ЭТНИЧЕСКИМ КЫРГЫЗАМ,
ВОЗВРАЩАЮЩИМСЯ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ РОДИНУ

(В редакции Закона КР от 18 июля 2008 года №157)

Принят Жогорку Кенешем
Кыргызской Республики 10 октября 2007 года

Настоящий Закон регулирует государственную политику в области иммиграции этнических кыргызов, определяет правовые, экономические и социальные основы иммиграционных процессов, а также создания необходимых условий жизни на новом месте для кайрылманов.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Кайрылман — этнический кыргыз, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, добровольно возвращающийся на историческую родину и получивший статус кайрылмана;
статус кайрылмана — временный правовой статус до приобретения гражданства Кыргызской Республики;
квота иммиграции кайрылмана — это предельно допустимая численность кайрылманов, ежегодно определяемая Правительством Кыргызской Республики и утверждаемая Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, для возвращения и расселения на территории Кыргызской Республики;
центр временного размещения — место временного пребывания лиц и членов их семей, ходатайствующих о признании их кайрылманами на территории Кыргызской Республики;
территория расселения — место для постоянного жительства на территории Кыргызской Республики, выбранное кайрылманом из земель, предоставленных региональными программами переселения;
этнический кыргыз — лицо кыргызской национальности, имеющее гражданство иностранного государства, или лицо кыргызской национальности без гражданства.
(В редакции Закона КР от 18 июля 2008 года №157)

Статья 2. Законодательство, регулирующее иммиграцию этнических кыргызов

Законодательство в области иммиграции этнических кыргызов и предоставления им гарантий основывается на Конституции Кыргызской Республики, регулируется настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и международными договорами, вступившими в установленном законом порядке в силу, участником которых является Кыргызская Республика.

Статья 3. Основные принципы регулирования иммиграции этнических кыргызов

Государственное регулирование в области иммиграции этнических кыргызов основывается на следующих принципах:
— обеспечения закрепленных в Конституции Кыргызской Республики прав человека на свободу передвижения, свободу труда, свободный выбор профессии и рода занятий;
— обеспечения соответствия законодательства Кыргызской Республики общепризнанным нормам международного права и международным договорам, вступившим в установленном законом порядке в силу, участником которых является Кыргызская Республика, в области внешней миграции с учетом современного социально-экономического положения республики;
— всестороннего содействия переселению этнических кыргызов в Кыргызскую Республику, в организации их расселения, создании рабочих мест, социальном обеспечении и социальной помощи кайрылманам;
— участия соответствующих государственных органов в организации упорядочения процессов иммиграции этнических кыргызов.

Статья 4. Основные задачи настоящего Закона

Основными задачами настоящего Закона являются:
— определение государственной миграционной политики по созданию условий приема иммигрантов — этнических кыргызов на территории Кыргызской Республики;
— упорядочение процесса возвращения этнических кыргызов на историческую родину;
— обеспечение на территории Кыргызской Республики защиты прав и законных интересов иммигрантов — этнических кыргызов;
— создание условий для их социально-экономической адаптации.

Статья 5. Статус кайрылмана

Статус кайрылмана присваивается в установленном настоящим Законом порядке этническим кыргызам, переселяющимся в Кыргызскую Республику на постоянное место жительства, и утрачивается после получения ими гражданства Кыргызской Республики.

ГЛАВА 2. ИММИГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КЫРГЫЗОВ

Статья 6. Установление квоты иммиграции кайрылманов

Квота иммиграции кайрылманов определяется Правительством Кыргызской Республики за четыре месяца до начала каждого календарного года на предстоящий год для лиц, на которых распространяются льготы и компенсации в соответствии с настоящим Законом, и утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики. В нормативном правовом акте, где устанавливается квота иммиграции кайрылманов, определяется предельное число семей с указанием стран, из которых они переселяются, мероприятия, необходимые для их приема, обустройства и адаптации, регионы, которые им будут предложены для переселения, пособия и система льгот для кайрылманов.
Утвержденный Жогорку Кенешем нормативный правовой акт о квоте иммиграции кайрылманов обязателен для исполнения всеми юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, органами государственной власти и местного самоуправления. Изменения и дополнения в квоту иммиграции кайрылманов утверждаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Статья 7. Порядок обращения, рассмотрения ходатайства
о предоставлении статуса кайрылмана

Ходатайства лиц о предоставлении статуса кайрылмана подаются одним из совершеннолетних членов семьи лично или через уполномоченного представителя в дипломатические представительства, консульские учреждения Кыргызской Республики за рубежом, учреждения или представительства уполномоченного государственного органа по миграции за рубежом для последующего их направления в уполномоченный государственный орган по миграции.
Если главе семьи был предоставлен статус кайрылмана в Кыргызской Республике, то статус кайрылмана распространяется и на его (ее) супругу (супруга) и несовершеннолетних детей, а также на других лиц, находящихся на его иждивении, при условии их совместного проживания.
Несовершеннолетние дети, супруг (супруга), а также другие лица, находящиеся на его (ее) иждивении, имеют право на воссоединение с ним (ней) в Кыргызской Республике и на получение статуса кайрылмана.
Рассмотрение ходатайства о предоставлении статута кайрылмана и включение семьи в квоту иммиграции кайрылманов, а также другие решения по данным вопросам принимаются уполномоченным государственным органом по миграции в течение двух месяцев со дня регистрации.
Лицам, получившим статус кайрылмана, выдается удостоверение установленного образца уполномоченным государственным органом в сфере миграции. Удостоверение кайрылмана является документом, удостоверяющим личность, а также служит основанием для регистрации данного лица и членов его семьи в органах внутренних дел и получения льгот в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Образец удостоверения «Кайрылман» утверждается Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 18 июля 2008 года №157)

Статья 8. Порядок внесения ходатайства о предоставлении статуса
кайрылмана

К ходатайству о предоставлении статуса кайрылмана прилагаются следующие легализованные в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики, документы ходатайствующего:
— копия паспорта или заменяющего его документа;
— справка или иные документы, признаваемые органами юстиции Кыргызской Республики, подтверждающие национальность ходатайствующего;
— копия свидетельства о рождении или приравненного к нему документа;
— справка о составе членов семьи, копия свидетельства о браке;
— справка о медицинском освидетельствовании.
При переезде вместе с родителями несовершеннолетних детей в возрасте от 10 до 18 лет требуется их письменное согласие на иммиграцию.
(В редакции Закона КР от 18 июля 2008 года №157)

Статья 9. Права и обязанности лиц, обратившихся с ходатайством
о признании их кайрылманами

Лица, подавшие ходатайство в дипломатические представительства, консульские учреждения Кыргызской Республики за рубежом или в уполномоченный орган о признании их кайрылманами и прибывшие на территорию Кыргызской Республики, пользуются правами и несут обязанности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики для иностранцев и лиц без гражданства, с особенностями, предусмотренными в настоящем Законе. Условия проживания лиц, обратившихся с ходатайством о признании их кайрылманами, в центрах временного размещения определяются Правительством Кыргызской Республики.
Лица, подавшие ходатайство в дипломатические представительства или консульские учреждения Кыргызской Республики за рубежом о признании их кайрылманами и прибывшие на территорию Кыргызской Республики, обязаны:
— в случае отсутствия места проживания, по получении направления в центр временного размещения отбыть туда в течение трех дней;
— уведомить о месте проживания соответствующие территориальные службы миграции и пройти регистрацию в органах внутренних дел в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики для иностранцев и лиц без гражданства;
— соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения;
— проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения, получать прививки, лечение, а также выполнять предписания органов здравоохранения;
— сообщать соответствующим миграционным службам сведения, необходимые для рассмотрения ходатайств.

Статья 10. Прекращение статуса кайрылмана

Статус кайрылмана прекращается в следующих случаях:
— приобретение гражданства Кыргызской Республики;
— выезд на постоянное место жительства за границу;
— предоставление ложных сведений при получении статуса кайрылмана;
— заявление кайрылмана.
Уведомление о прекращении статуса кайрылмана с указанием причин и порядка его обжалования, вручается или направляется лицу уполномоченным государственным органом в сфере миграции в течение пятнадцати дней со дня принятия решения.
Решение о прекращении статуса кайрылмана может быть обжаловано в суде в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Статья 11. Порядок въезда кайрылманов в Кыргызскую Республику

Порядок оформления въезда кайрылманов на территорию Кыргызской Республики определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 12. Основания для отказа в получении статуса кайрылмана

Иностранному гражданину, лицу без гражданства кыргызской национальности, ходатайствующим о получении статуса кайрылмана, может быть отказано в случаях:
— если они совершили преступление против мира и безопасности человечества;
— если они разжигают межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду;
— если они выступают против суверенитета и независимости Кыргызской Республики, призывают к нарушению единства и целостности ее территории;
— если они осуждены за террористическую деятельность или за убийство;
— если они при подаче ходатайства о въезде сообщили о себе ложные сведения;
— если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Кыргызской Республики.
Лицам, ходатайствующим о получении статуса кайрылмана, может быть отказано в случае невозможности их въезда на территорию Кыргызской Республики в соответствии с законодательством.

Статья 13. Обжалование решения уполномоченного государственного
органа по миграции об отказе в предоставлении статуса
кайрылмана

При отказе в предоставлении лицу статуса кайрылмана копия решения вручается лично ему в месячный срок со дня принятия решения или направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
Решение об отказе в предоставлении статуса кайрылмана может быть обжаловано в суде в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 18 июля 2008 года №157)

Статья 14. Члены семьи лица, ходатайствующего о предоставлении
статуса кайрылмана

Членами семьи лица, ходатайствующего о предоставлении статуса кайрылмана, являются родители, супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры, а также его внуки и правнуки.

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ КАЙРЫЛМАНАМ

Статья 15. Льготы, компенсации, предоставляемые кайрылманам

Государство создает льготные условия для переселения этнических кыргызов в Кыргызскую Республику и обеспечивает кайрылманам:
— выделение квоты для поступления в средне-специальные и высшие учебные заведения Кыргызской Республики в количестве, определяемом Правительством Кыргызской Республики;
— предоставление нуждающимся мест в школах и дошкольных учреждениях;
— создание условий для изучения государственного и официального языков;
— оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации и в освоении новой профессии в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
— выплату пенсий и пособий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также международными договорами, вступившими в установленном законом порядке в силу, участником которых является Кыргызская Республика;
— получение медицинской помощи в соответствии с ежегодно принимаемой Программой государственных гарантий обеспечения медико-санитарной помощью граждан Кыргызской Республики;
— предоставление государственной адресной помощи, предусмотренной для граждан Кыргызской Республики.
Этнические кыргызы, имеющие справку, подтверждающую национальность, освобождаются от оплаты расходов, которые несут государственные органы при рассмотрении ходатайства о предоставлении статуса кайрылмана.
(В редакции Закона КР от 18 июля 2008 года №157)

Статья 16. Льготы, компенсации, предоставляемые кайрылманам,
прибывшим по квоте иммиграции

Кайрылманам, прибывшим по квоте иммиграции, кроме льгот, компенсаций, предусмотренных статьей 15 настоящего Закона, государство обеспечивает:
— перемещение через таможенную границу товаров, предназначенных для личного пользования, а не для производственной, предпринимательской или иной коммерческой деятельности, без взимания таможенных пошлин, сборов и налогов;
— получение в упрощенном порядке разрешения на приобретение жилого имущества из жилищного фонда Кыргызской Республики;
— выделение земельного участка в безвозмездное срочное пользование с последующей передачей в собственность при получении гражданства Кыргызской Республики на предоставленной территории вселения для строительства жилого дома;
— выделение беспроцентной ссуды для строительства жилого дома.
Порядок выделения земельных участков, размер и сроки погашения ссуды на индивидуальное строительство жилья определяются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 18 июля 2008 года №157)

ГЛАВА 4. УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ
В ОБЛАСТИ ИММИГРАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ КЫРГЫЗОВ

Статья 17. Центральные государственные органы управления

Центральные государственные органы управления и их уполномоченные органы обеспечивают:
— уполномоченный государственный орган в области образования обеспечивает льготы, предусмотренные абзацами вторым — четвертым части 1 статьи 15 настоящего Закона;
— уполномоченный орган Государственного комитета Кыргызской Республики по миграции и занятости обеспечивает льготы, предусмотренные абзацами четвертым и пятым части 1 статьи 15 настоящего Закона;
— Миграционный фонд при Государственном комитете Кыргызской Республики по миграции и занятости осуществляет выделение ссуды для строительства или приобретения жилья для кайрылманов, прибывших по квоте иммиграции;
— Министерство здравоохранения Кыргызской Республики обеспечивает на местах проживания кайрылманов необходимой медицинской помощью, предусмотренной абзацем девятым части 1 статьи 15 настоящего Закона;
— уполномоченные государственные органы в сфере пенсионного и социального обеспечения производят выплату пенсий и пособий, предусмотренных абзацами шестым и десятым части 1 статьи 15 настоящего Закона;
— таможенные органы Кыргызской Республики обеспечивают кайрылманам перемещение через таможенную границу товаров, предназначенных для личного пользования, а не для производственной, предпринимательской или иной коммерческой деятельности, без взимания таможенных пошлин, сборов и налогов в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
— органы юстиции проводят регистрацию актов гражданского состояния.
(В редакции Закона КР от 18 июля 2008 года №157)

Статья 18. Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления разрешают вопросы предоставления кайрылманам, прибывшим по квоте иммиграции, земельного участка в безвозмездное срочное пользование с последующей передачей в собственность при получении гражданства Кыргызской Республики на выбранной территории вселения для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законодательством Кыргызской Республики установить льготы и компенсации кайрылманам, переселившимся в Кыргызскую Республику вне квоты иммиграции кайрылманов.
Органы местных государственных администраций разрабатывают региональные программы переселения кайрылманов. В региональных программах переселения кайрылманов указываются данные о возможности региона приема и обустройства кайрылманов, прибывших по квоте иммиграции, предоставления им земельного участка, других мер социальной поддержки кайрылманов, а также с учетом возможных рисков реализации программы.
В региональных программах при необходимости указывается целесообразность формирования центров временного размещения, определяется порядок их создания, использования для этих целей существующих помещений, их переоборудования и финансирования.
В программе указывается уполномоченный орган исполнительной власти, ответственный за ее реализацию.
(В редакции Закона КР от 18 июля 2008 года №157)

Статья 19. Порядок предоставления государственных гарантий

Размер государственных гарантий, порядок их предоставления разрабатываются с учетом региональных программ переселения кайрылманов и утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 20. Финансирование иммиграционных мероприятий кайрылманов

Финансирование иммиграционных мероприятий кайрылманов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в государственном бюджете, а также добровольных отчислений общественных организаций, в том числе иностранных.
Ежегодно из государственного бюджета выделяется сумма, достаточная для предоставления беспроцентной ссуды для строительства или приобретения жилья кайрылманам, прибывшим по квоте иммиграции.
Средства для финансирования иммиграционных мероприятий кайрылманов аккумулируются в Миграционном фонде при Государственном комитете Кыргызской Республики по миграции и занятости.

ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
2. Правительству Кыргызской Республики:
— представить в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения по приведению законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом;
— привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.